ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Заседание педагогического совета Директор школы-интерната № 1
Протокол № 1 от 27.08.2021 ______________________
О.А. Кочеткова
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Государственного казенного общеобразовательного учреждения
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
2021 – 2022 учебный год
г. Нижний Новгород
Пояснительная записка
В соответствии с п.16 с. 2 Закона № 273-ФЗ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Согласно ч. 1 ст. 79 Закона № 273-ФЗ, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.
Учебный план ГКОУ СКШИ №1 разработан с учетом современных требований жизни общества и проблем, затрагивающих интересы и потребности детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Обучающиеся с ЗПР – это дети, с уровнем развития несколько ниже возрастной нормы. Отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленном темпе либо неравномерном становлении познавательной деятельности). Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. У детей с ЗПР отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом.
Своевременное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания детей с ЗПР способствует преодолению неуспеваемости учащихся, сохранению здоровья, профилактике асоциального поведения, коррекции психических и физических нарушений.
Воспитанники ГКОУ СКШИ №1 обучаются по общеобразовательным программам, адаптированным с учетом реальных возможностей обучающихся и имеющим коррекционную направленность, наиболее выраженную на первой ступени обучения, утвержденным на заседании педагогического совета школы-интерната.
Педагогическая поддержка в усвоении знаний строится на адаптации содержания образования и оптимального темпа для усвоения учебного материала. Большое внимание уделяется развитию речи, повторению и закреплению изученного материала.
Образовательный процесс осуществляется в одну смену в рамках 5-тидневной рабочей недели.
Начальное общее образование
Учебный план начального общего образования для обучающихся 1-4 классов на 2019-2020 учебный год разработан на основании ФГОС ОВЗ ЗПР и следующих нормативных документов:
- федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07. 2015 г. № 26, зарегистрированным Минюстом России 14.08. 2015 г., регистрационный номер 38528);
- школьный локальный акт «Правила внутреннего распорядка для обучающихся, воспитанников ГКОУ СКШИ № 1, утвержденные приказом директора № 35/1 от 22.02.2016 г.
Обеспечение становления личности ребёнка, развитие и исправление нарушений психических процессов в начальных классах осуществляется через:
- организацию и проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
- формирование у воспитанников желания и умения учиться;
- формирование интереса к знаниям и первых навыков творчества на основе положительной мотивации;
- создание условий для прочной общеобразовательной подготовки обучающихся на основе введения общеразвивающих программ;
- гуманизацию отношений между обучающимися и работниками ГКОУ СКШИ №1;
- помощь школьникам в приобретении опыта общения и сотрудничества;
- реализацию программы психолого-коррекционной помощи детям младшего школьного возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы;
- социально-психологическую работу с детьми младшего школьного возраста.
Учебный план НОО состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
В обязательной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта для детей с ЗПР. Предметы обязательной части учебного плана обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации и ориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) потребностей обучающихся с ЗПР. В 1-м классе эта часть не формируется. Во 2-4 классах используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных предметов обязательной части:
- 2 класс – иностранный язык;
- 4 класс – иностранный язык и русский язык.
Индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций развития ребенка направлены на исправление недостатков развития, восполнение пробелов в знаниях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций развития ребенка направлены на исправление недостатков развития, восполнение пробелов в знаниях.
В соответствии с приказом министерства образования Нижегородской области от 24.04.2012 года № 167-а «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» общеобразовательных учреждениях» в 4-м классе изучается предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в объеме 1 час в неделю.
Учебный план НОО ориентирован на 33 учебных недели в год в 1 классе и 34 учебных недели во 2-4 классах.
Предельно допустимая нагрузка в учебном плане соответствует СанПиН 2.4.2.3286-15 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07. 2015 г. № 26, зарегистрированным в Минюсте России 14.08.2015 г., регистрационный номер 38528). Максимальная недельная нагрузка в 1 дополнительном классе составляет 21 час при пятидневной учебной неделе, во 2-4 классах – 23 часа, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15.
Согласно планированию (раздел 3.6 АООП НОО ГКОУ СКШИ № 1) 10 часов внеурочной деятельности в каждом классе распределяются следующим образом:
- коррекционно-развивающее направление – 7 часов:
- 3 часа – с учителем начальных классов,
- 1 час – с учителем ритмики,
- 2 часа – занятия с учителем-логопедом
- 1 час – с педагогом-психологом;
- направления внеурочной деятельности – 3 часа:
- спортивно-оздоровительное направление – 1 час;
- духовно-нравственное направление – 1 час;
- социальное направление – 1 час.
Основное общее образование
Учебный план 5–9 классов составлен в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п с учетом предельно допустимого количества часов, рассчитанных на пятидневную учебную неделю, и с целью решения трех основных задач:
- сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные представления об отечественной и мировой культуре;
- максимально скорригировать отставание в развитии обучающихся, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, общения и др.;
- развить навыки, входящие в состав 4 групп компетенций (коммуникативные, информационные, учебно-познавательные, общекультурные) как фундамента личного и профессионального успеха.
Нормативной базой, лежащей в основе разработки учебного плана, являются следующие документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- письмо Минобразования РФ от 18.09.2002 N 29/2331-6 «О применении базисных учебных планов специальных коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации»;
- письмо министерства образования Нижегородской области от 07.03.2018 г. № 316-00-100-817/18-0-0 «Об отмене приказа министерства образования Нижегородской области от 31.07.2013 № 1830;
- письмо министерства образования Нижегородской области от 08.04.2011 г. № 316-01-52-1403/11 «О введении третьего часа физической культуры»
- приказ министерства образования Нижегородской области от 24.04.2012 года № 167-а «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях»;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07. 2015 г. № 26, зарегистрированным Минюстом России 14.08. 2015 г., регистрационный номер 38528);
- другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
При построении учебного плана обучения детей с ОВЗ (ЗПР) государственный образовательный стандарт выдержан по основным его параметрам. План содержит все семь образовательных областей: «Филология», «Математика», «Обществознание», «Естествознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология».
В соответствии с письмом министерства образования Нижегородской области от 08.04.2011 № 316-01-52-1403/11 и рекомендациями СанПиН 2.4.2.3286-15 на освоение образовательной программы по физической культуре в 4 - 9-х классах отводится 3 часа в неделю.
В целях выявления особых образовательных потребностей обучающихся, устранения имеющихся недостатков и предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Указанное количество недельных часов распределяются так, что на долю каждого ученика приходится по 20 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в малых группах (до 5 человек). Указанное количество часов, отводимых на эти занятия, входит в нагрузку не обучающихся соответствующего класса, а учителей, ведущих занятия.
В 5–7-х классах основное внимание на коррекционных занятиях уделяется восполнению пробелов знаний по учебным предметам и пропедевтике наиболее сложных разделов программы. Индивидуально-групповые занятия в 8, 9 классах организуются с целью повышения у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубления их содержания, активизации познавательной деятельности, интеллектуального, духовного развития, продолжения образования, подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования. Учет индивидуальных и групповых занятий по коррекции осуществляется в журнале без выставления оценок.
Учебный план 5-9 классов предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов.
«Введение в экономику» в 9 классе изучается в виде модуля при изучении предмета «Обществознание».
Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15.
Обязательные занятия по выбору (по 2 часа в каждом классе) распределяются следующим образом:
5 класс: 1 час – физкультура, 1 час – ИЗО
6,7 классы: 1 час – физкультура, 1 час – История Нижегородского края
8 класс: 1час – физкультура , 1час – русский язык
9 класс: 1час – физкультура , 1час – литература (в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации)
Учебный план НОО ОВЗ (ЗПР), вариант 7.2
Предметные |
Классы
Предметы |
Количество часов |
Всего в неделю |
Всего в год |
||
I |
II |
IV |
||||
Обязательная часть |
|
|||||
Филология |
Русский язык
|
5 |
5 |
4 |
14 |
476 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
3 |
11 |
374 |
|
Английский язык |
- |
- |
1 |
1 |
34 |
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
12 |
408 |
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
6 |
204 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
1 |
1 |
34 |
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
3 |
102 |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
3 |
102 |
|
Технология |
Технология
|
1 |
1 |
1 |
3 |
102 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
9 |
306 |
Итого |
21 |
21 |
21 |
63 |
2142 |
|
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
||||||
Английский язык |
- |
2 |
1 |
3 |
102 |
|
Русский язык |
- |
- |
1 |
1 |
34 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
21 |
23 |
23 |
67 |
2278 |
|
Внеурочная деятельность |
10 |
10 |
10 |
30 |
1020 |
|
Коррекционно-развивающая область: |
7 |
7 |
7 |
21 |
714 |
|
- коррекционно-развивающие занятия |
6 |
6 |
6 |
18 |
612 |
|
- ритмика |
1 |
1 |
1 |
3 |
102 |
|
Направления внеурочной деятельности |
3 |
3 |
3 |
9 |
306 |
|
Всего |
31 |
33 |
33 |
97 |
3298 |
Учебный план ООО ОВЗ (ЗПР)
Предметные области |
Классы
Предметы |
Количество часов в неделю
|
Всего в неделю |
Всего в год
|
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IХ |
||||
Филология |
Русский язык |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
16 |
544 |
Литература |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
374 |
|
Английский язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
510 |
|
Математика |
Математика |
5 |
5 |
- |
- |
- |
10 |
340 |
Алгебра |
- |
- |
3 |
3 |
3 |
9 |
306 |
|
Геометрия |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
204 |
|
Информатика |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
170 |
|
Обществознание |
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
340 |
Обществознание (включая экономику) |
- |
- |
- |
- |
2 |
2 |
68 |
|
История Нижегородского края |
- |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
68 |
|
География |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
272 |
|
Естествозна ние |
Физика |
- |
- |
2 |
2 |
3 |
7 |
238 |
Химия |
- |
- |
- |
3 |
2 |
5 |
170 |
|
Биология |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
306 |
|
Искусство |
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
4 |
136 |
Технология |
Технология |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
340 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
510 |
Обязательная нагрузка |
24 |
26 |
28 |
30 |
30 |
138 |
4692 |
|
Максимальная нагрузка |
24 |
26 |
28 |
30 |
30 |
138 |
4692 |
|
Обязательные групповые и индивидуальные коррекционные занятия |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
680 |
|
Всего |
28 |
30 |
32 |
34 |
34 |
158 |
5372 |