ПРИНЯТО                                                       УТВЕРЖДАЮ

Заседание педагогического совета              Директор школы-интерната  № 1

Протокол № 1 от 22.08.2019                             ______________________

                                                                         В.И.Чернов  

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Государственного казенного общеобразовательного учреждения

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

 с ограниченными возможностями здоровья»

 

2019 – 2020 учебный год

 

 

г. Нижний Новгород

 

 

Пояснительная записка

В соответствии с п.16 с. 2 Закона № 273-ФЗ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Согласно ч. 1 ст. 79 Закона № 273-ФЗ, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.

Учебный план ГКОУ СКШИ №1 разработан с учетом современных требований жизни общества и проблем, затрагивающих интересы и потребности детей с задержкой психического развития (ЗПР).                                                        

Обучающиеся с ЗПР – это дети, с уровнем развития несколько ниже возрастной нормы. Отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленном темпе либо неравномерном становлении познавательной деятельности). Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. У детей с ЗПР отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом.

Своевременное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания детей с ЗПР способствует преодолению неуспеваемости учащихся, сохранению здоровья, профилактике асоциального поведения, коррекции психических и физических нарушений.

Воспитанники ГКОУ СКШИ №1 обучаются по общеобразовательным программам, адаптированным с учетом реальных возможностей обучающихся и имеющим коррекционную направленность, наиболее выраженную на первой ступени обучения, утвержденным на заседании педагогического совета школы-интерната.

Педагогическая поддержка в усвоении знаний строится на адаптации содержания образования и оптимального темпа для усвоения учебного материала. Большое внимание уделяется развитию речи, повторению и закреплению изученного материала.

Образовательный процесс осуществляется в одну смену в рамках 5-тидневной рабочей недели.

Учебный план начального общего образования для обучающихся 1.1дополнительного классов на 2018-2019 учебный год разработан на основании ФГОС ОВЗ ЗПР  и    следующих нормативных документов:

  -  федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря    2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями);

  - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и  среднего общего образования»;

 - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

 - федеральные перечни учебников, рекомендованные (допущенные) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253);

 - СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07. 2015 г. № 26, зарегистрированным Минюстом России 14.08. 2015 г., регистрационный номер 38528);

  -  школьный локальный акт «Правила внутреннего распорядка для обучающихся, воспитанников ГКОУ СКШИ № 1, утвержденные приказом директора № 35/1 от 22.02.2016 г.

Обеспечение становления личности ребёнка, развитие и исправление нарушений психических процессов в начальных классах осуществляется через:

 - организацию и проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

- формирование у воспитанников желания и умения учиться;

- формирование интереса к знаниям и первых навыков творчества на основе положительной мотивации;

- создание условий для прочной общеобразовательной подготовки обучающихся на основе введения общеразвивающих программ;

- гуманизацию отношений между обучающимися и работниками школы-интерната;

- помощь школьникам в приобретении опыта общения и сотрудничества;

- реализацию программы психокоррекционной помощи детям младшего школьного возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы;

- социально-психологическую работу с детьми младшего школьного возраста.

 Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса (в 1-м классе не формируется). В  обязательной части учебного плана  полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта для детей с ЗПР. Предметы обязательной части учебного плана обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации и ориентированы  на становление личностных характеристик выпускника начальной школы:

Индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций развития ребенка направлены на исправление недостатков развития, восполнение пробелов в знаниях.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций развития ребенка направлены на исправление недостатков развития, восполнение пробелов в знаниях.

Учебный план НОО ориентирован на 33 учебных недели в год в 1-м дополнительном классе и 34 учебных недели во 2-м классе.

Предельно допустимая нагрузка в учебном плане  соответствует  СанПиН 2.4.2.3286-15 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07. 2015 г. № 26, зарегистрированным в Минюсте России 14.08.2015 г., регистрационный номер 38528). Максимальная недельная нагрузка  в 1-м дополнительном классе составляет 21 час при пятидневной учебной неделе, во 2-м классе – 23 часа, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15.

Согласно планированию внеурочной деятельности (раздел 3.6 АООП НОО ГКОУ СКШИ № 1) часы внеурочной деятельности распределяются следующим образом:

  - коррекционно-развивающее направление – 7 часов

  • 3 часа – с учителем начальных классов,
  • 1 час – с учителем ритмики,
  • 2 часа – занятия с учителем-логопедом;
  • 1 час – с педагогом-психологом;

  - спортивно-оздоровительное направление – 1 час;

  - духовно-нравственное направление – 1 час;

  - социальное направление – 1 час.

Учебный план начального общего образования

1, 1 доп классы (ФГОС ОВЗ ЗПР, вариант 7.2, 5 лет обучения)

Предметные

области

Учебные предметы

Количество

  часов

в неделю

Количество

  часов

в год

Обязательная  часть

Филология

Русский язык

5

165

Литературное чтение

4

4

132

Математика

и информатика

Математика

4

132

Обществознание

и естествознание

Окружающий мир

2

66

Искусство

Музыка

1

33

Изобразительное

искусство

1

33

Технология

Технология

1

33

Физическая культура

Физическая культура

3

99

 Итого

21

693

Часть, формируемая участниками  образовательных отношений

Максимально допустимая недельная

нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

21

693

Внеурочная   деятельность

(включая коррекционно-развивающую область):

10

330

коррекционно-развивающие занятия

6

198

ритмика

1

33

направления внеурочной деятельности

3

99

Всего

31

1023

Учебные планы  4 класса  и 5–9 классов составлены в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации  от 10.04.2002 г. № 29/2065-п с учетом предельно допустимого количества часов, рассчитанных на пятидневную учебную неделю, и  с целью решения трех основных задач:

  • сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные представления об отечественной и мировой культуре;
  • максимально скорригировать отставание в развитии обучающихся,  включая недостатки мыслительной деятельности, речи, общения и др.;
  • развить навыки, входящие в состав 4 групп компетенций (коммуникативные, информационные, учебно-познавательные, общекультурные) как фундамента личного и профессионального успеха.

Нормативной базой, лежащей в основе разработки учебного плана, являются следующие документы:

     -  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря    2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями);

   - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и  среднего общего образования»;

     - приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

    - письмо Минобразования РФ от 18.09.2002 N 29/2331-6 «О применении базисных учебных планов специальных коррекционных) образовательных учреждений Российской Федерации»;

    - письмо министерства образования Нижегородской области от 07.03.2018 г. № 316-00-100-817/18-0-0 «Об отмене приказа министерства образования Нижегородской области от 31.07.2013 № 1830;

    - письмо министерства образования Нижегородской области от 08.04.2011 г. № 316-01-52-1403/11 «О введении третьего часа физической культуры»

    - приказ министерства образования Нижегородской области от 24.04.2012 года № 167-а «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях»;

  - СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07. 2015 г. № 26, зарегистрированным  Минюстом России 14.08. 2015 г., регистрационный номер 38528);

    - другие  нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

При построении учебного плана обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государственный образовательный стандарт выдержан по основным его параметрам. План содержит все семь образовательных областей: «Филология», «Математика», «Обществознание», «Естествознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология».

В соответствии с письмом министерства образования Нижегородской области от 08.04.2011 № 316-01-52-1403/11 и рекомендациями СанПиН 2.4.2.3286-15 на освоение образовательной программы по физической культуре в 4 - 9-х классах отводится  3 часа в неделю.

В соответствии с приказом министерства образования Нижегородской области от 24.04.2012 года № 167- а «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» общеобразовательных учреждениях» в 4-м классе изучается предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в объеме 1 час в неделю.

         В целях выявления особых образовательных потребностей обучающихся, устранения имеющихся недостатков и предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся индивидуальные  и   групповые коррекционные занятия.

         Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Указанное количество недельных часов распределяются так, что на долю каждого ученика приходится по 20 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в малых группах (до 5 человек). Указанное  количество часов, отводимых на эти занятия, входит в нагрузку не обучающихся соответствующего класса, а учителей, ведущих занятия.              

В 5–7-х классах основное внимание на коррекционных занятиях уделяется восполнению пробелов знаний по учебным предметам и пропедевтике наиболее сложных разделов программы. Индивидуально-групповые занятия в 8, 9 классах организуются с целью повышения у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубления их содержания, активизации познавательной деятельности, интеллектуального, духовного развития, продолжения образования, подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования. Учет индивидуальных и групповых занятий по коррекции осуществляется в журнале без выставления оценок.

Учебный план 5-9 классов предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов.

 «Введение в экономику» в 9 классе изучается в виде модуля при изучении предмета «Обществознание».

Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15.

Обязательные занятия по выбору (по 2 часа в каждом классе) распределяются следующим образом:

4 классы: 1 час – физкультура, 1 час – музыка

5 класс: 1 час – физкультура, 1 час – ИЗО

6,7 классы: 1 час – физкультура, 1 час – История Нижегородского края

8 класс: 1час – физкультура , 1час – русский язык

9 класс: 1час – физкультура , 1час – литература (в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации)

 

 Учебный план начального общего образования

4 класс (ЗПР)

Учебные предметы

Количество часов

в неделю

Количество часов в год

Русский язык

     5

    170

Литературное чтение

     3

    102

Математика

     5

   170

Природоведение

     2

    68

Музыка 

     1

   34

ИЗО

     1

    34

Технология

     2

    68

Физическая культура

     3

    102

Обязательное занятие по выбору (ОРКСЭ)

               1

34

Обязательная нагрузка

23

782

Максимальная нагрузка

23

782

Обязательные групповые и индивидуальные  коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности

 Ритмика

3

 

 1

102

 

 34

 

Учебный план основного общего образования

 5-9 классы (ЗПР)

Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

в неделю

Всего в год

 V

VI 

VII 

VIII 

Филология

Русский язык

4

4

3

  3

2

16

544

Литература

2

2

2

  2

3

11

374

Английский язык

2

2

2

  2

2

10

340

Математика

Математика

5

5

-

  -

-

10

340

Алгебра

  -

  -

3

  3

3

9

306

Геометрия

  -

  -

2

  2

2

6

204

Информатика

1

1

1

  1

1

5

170

Обществознание

История

  2

  2

2

  2

2

10

340

Обществознание

(включая экономику)

  -

  -

-

  -

2

2

68

История Нижегородского края

  -

  1

1

  -

-

2

68

География

1

  1

2

  2

2

8

272

Естествозна

ние

Физика

-

-

2

  2

2

6

204

Химия

-

-

-

  3

2

5

170

Биология

1

  2

2

  2

2

9

306

Искусство

ИЗО

   1

   1

1

  1

-

4

136

Технология

Технология

   2

    2

2

  2

2

10

340

Физическая культура

Физическая культура

    3

   3

3

  3

3

15

510

Обязательная нагрузка

24

26

28

30

30

138

4692

Максимальная нагрузка

24

26

28

30

30

138

4692

Обязательные групповые и индивидуальные  коррекционные занятия

4

4

4

4

4

20

680

 

 

 

© Официальный сайт школы-интерната № 1 города Нижнего Новгорода. Все права защищены.

^ Наверх